Технология очистки отработанных моторных масел с осветлением

Общая характеристика производственного объекта


Очистка отработавшего моторного масла с целью восстановления его основных эксплуатационных свойств производится на специализированных участках (пунктах), организованных на объектах ремонтно-обслуживающей базы крупных предприятий, акционерных обществ, а также на станциях технического обслуживания, ремонтных заводах и других предприятиях с большими объемами потребления свежих и сбора отработавших масел.
Сбор отработавших масел из узлов и агрегатов машин осуществляется раздельно по группам и маркам с применением специального оборудования и оснастки (воронки, ванны, установки для слива и сбора - мобильные и стационарные). Собранное отработавшее масло хранится в бочках или других закрытых (герметичных) резервуарах раздельно и периодически, по мере накопления, направляется на участок (пункт) сбора и очистки для обработки.
На участке сбора и очистки масел обустраивается приточно-вытяжная вентиляция.
Годовой объем очищаемого отработавшего масла может составлять до 100 тонн при работе оборудования в одну смену.

Характеристика исходного сырья, материалов, реагентов, изготавливаемой продукции


Очистке подвергаются минеральные масла слитые из узлов и агрегатов машин (тракторов, автомобилей, комбайнов, дорожно-строительной и лесозаготовительной техники, сельскохозяйственных машин, станков, стендов и т.д.).
В соответствии с требованиями ГОСТ 21046-86 “Нефтепродукты отработанные. Общие технические условия” для целей промышленной регенерации отработанные масла делятся на две группы (ММО и МИО) со следующими нормированными значениями показателей:

Наименование показателя Норма для группы Метод испытаний
  ММО МИО  
Условия вязкости при 20оС или кинематическая вязкость при 50оС (Сст) св. 40

35
13 - 40

5 - 35
по ГОСТ 26378.3-84

по ГОСТ 33-82
Температура вспышки определяемая в открытом тигле, оС, не ниже 100 120 по ГОСТ 26378.4-84
Массовая доля механических примесей, %, не более* 1 1 по ГОСТ 26378.2-84
Массовая доля воды, %, не более 2 2 по ГОСТ 26378.1-84
Содержание загрязнений** отсутствие по ГОСТ 26378.2-84

*) - не растворимых в бензине, размером до 100 мкм,
**) - инородные вещества и материалы, попадающие после слива масла(песок, земля, резина, стружка, бумага и т.п.) размером более 100 мкм.
Для получения масел, пригодных после очистки к применению в узлах и агрегатах машин, вышеприведенные требования к исходному сырью, являются недостаточными. При промышленной регенерации сырье подвергают сильным воздействиям кислот или щелочей, высоких температур в сложном оборудовании. Негативные последствия сильных воздействий на основу масла и несработавшиеся присадки нейтрализуются на заключительных стадиях регенерации, когда продукт дополнительными операциями доводят до требований нормативно-технической документации и вводят в него комплекс присадок.
В условиях производства очистка масла должна только улучшать его эксплуатационные свойства. При этом процесс и оборудование должны быть простыми и доступными для широкого круга потребителей. Если для целей регенерации на заводах при сборе масел практикуется обезличенный подход, то для целей очистки в условиях предприятий эксплуатирующих технику собирать масла необходимо раздельно по маркам и группам. Анализ изменения качества работающих масел в процессе эксплуатации, а также браковочных показателей масел, сливаемых из узлов, показал, что при бережном, не обезличенном сборе масел по группам и маркам можно существенно сохранить исходные показатели отработанного масла. Это расширит возможности их применения после очистки. Ниже в таблице приведены значения физико-химических показателей отработанных масел, которые можно принять как характеристики исходного сырья.

Вязкость сСт 100оС Щелочное число, мг КОН/г Механическая загрязненность Температура вспышки, оС Содержание воды, %
% (масс) класс чистоты
5 ... 15 не менее 1,5 не более 3,0 13 ... 17 не ниже 150 не более 2,0

Очищенные отработавшие моторные масла обладают достаточным запасом эксплуатационных свойств для целей их повторного применения в менее нагруженных узлах и агрегатах машин взамен свежих. Бережно собранные отработавшие моторные масла (без внесения в них дополнительных загрязнений в виде почвенной и воздушной пыли, воды, топлива, моющих жидкостей, а также жидкостей не нефтяного происхождения) могут использоваться после очистки и восстановления:
Наиболее жесткие требования к качеству очистки и восстановлению отработавшего моторного масла предъявляются для его применения в двигателях и гидросистемах навески техники. На основе анализа результатов исследований и испытаний масел, нормативно-технической документации, браковочных норм и т.п., сформированы основные требования к сырью и изготавливаемой продукции (масла) в зависимости от направления его использования.
При очистке отработавшего моторного масла улучшаются его физико-химические показатели, такие как: загрязненность, обводненность, а при восстановлении эксплуатационных свойств - щелочное число, вязкость и диспергирующе-стабилизирующие свойства. При назначении направления и регламента использования очищенного отработанного масла обязательно требуется оценка его основных показателей экспресс-методами анализа.

Описание технологического процесса и технологической схемы производственного объекта


Технологический процесс очистки и восстановления отработанного масла на участке сбора и очистки проводится по нижеприведенной схеме. Процесс ведется в несколько стадий: Очистка отработанного моторного масла с повышенным содержанием загрязнений
Очистка отработанных моторных масел с повышенным содержанием загрязнений (более 1%) представляет собой несколько сложную задачу, заключающуюся в предварительной очистке масла в баке-реакторе и затем тонкой очистки на установке УОМ-3М
Загрязненность масла определяется с помощью капельной пробы экспресс-лаборатории. Образование ярко выраженного черного пятна на фильтровальной бумаге уже говорит о том, что масло необходимо предварительно обработать в баке-реакторе.
Технологический процесс очистки такого масла заключается в следующем.

Исходное загрязненное масло закачивается в бак-реактор (3/4 от объема) и нагревается. После чего в масло вводится разделяющий агент (по сухому веществу) предварительно измельченный до мелкодисперсного состояния. Далее идет процесс перемешивания масла с карбамидом, механической (или ручной) мешалкой в течение 5-7 мин. В процессе перемешивания происходит укрупнение частиц загрязнений (особенно мелких частиц 1-3 мкм) и выпадение их в осадок. Полученная суспензия отстаивается в течение 10...24 часов в баке-реакторе (время отстоя зависит от исходных характеристик масла – загрязненности, содержания воды, наличия моюще-диспергирующих присадок).
Отстоявшееся масло закачивается насосом установки в бак установки УОМ-3М, где после нагрева до 80...90оС производится его доочистка от мельчайших частиц загрязнений и остатков воды (см. инструкцию по эксплуатации на установку).
Очищенное масло анализируется по основным физико-химическим показателям (экспресс-методами) и определяется направление и регламент его использования.

Очистка отработанного моторного масла с содержанием загрязнений менее 1%
Очистка отработанного моторного масла с незначительным содержанием загрязнений - менее 1% (капельная проба - пятно серо-темного цвета), производится без использования бака-реактора.
Отработанное моторное масло (без предварительной обработки) закачивается в бак установки УОМ-3М. Производится нагрев масла. В нагретое масло вводится водный раствор разделяющего агента, который готовится в стеклянной посуде. На 100 л очищаемого масла берется 500 г Разделяющего агента и перемешивается с водой. Раствор перемешивается (до полного растворения), и вносится через заливную горловину установки в масло. Кран установки переводится в положение “перемешивание”. И насосом установки масло перемешивается с раствором в течение 10...15 мин. Скоагулировавшее масло очищается в реактивных масляных центрифугах в течение 45...90 мин (в зависимости от качества и состава загрязнений). Качество очистки контролируется капельной пробой. Очищенным считается то масло, при капле которого на фильтровальной бумаге практически не остается темных разводов.

© ""ГНУ ВИИТиН", 2008

webmaster

Отработка масел Отработка масла Термодинамическая очистка Восстановление масел Растительные добавки Отработка Очистка Трансмиссионные масла Продукты окисления Технология очистки Очистка отработанных масел Осветление моторных масел Технология восстановления масел Нефтепродукты Россия РФ Российская Федерация Тамбов Тамбовская область в Тамбовской области УОМ-3М УОМ-100 Технологии в сельском хозяйстве Масла Отработанные масла Моторные масла Продление сроков службы работающих масел за счет термодинамической очистки и удаления продуктов окисления Старение масла Технология очистки восстановления индустриальных масел жидкостей компрессорных масел Гидравлические жидкости Экспресс контроль качества Установка для очистки масел Технология получения растительных добавок к маслам Технологии получения трансмиссионных масел и пластичных смазок Консервационные материалы на базе отработанных масел